Выступление А.М.Чурина
на международной конференции «Ресурсы развития современного урока»
14.10.08
Уважаемые
коллеги!
От
имени департамента образования рад приветствовать участников и гостей
конференции. Участие в конференции представителей из 28 регионов России, Украины,
Белоруссии, Казахстана и Германии говорит об актуальности её темы для
педагогического сообщества. Школьный урок, учебное занятие являются на сегодня основными
формами передачи знаний и формирования личности обучающихся. В период активной разработки
нового содержания образования, необходим глубокий анализ того, что в ныне
существующей педагогической системе перспективно и может быть востребовано в
школе будущего, а от чего следует отказаться в пользу новых современных средств
и технологий обучения.
В
системе образования области накоплен немалый опыт организации учебной
деятельности. Существенный вклад в решение вопросов связанных с современным
урокомвносят ученые, специалисты в
вопросах дидактики развивающего обучения Елена Олеговна Галицких, Татьяна
Викторовна Машарова, Елена Анатольевна Ходырева, Юрий Аркадьевич Сауров, Галина Анатольевна Русских. В течение 10 лет область
сотрудничает по данной проблеме с доктором педагогических наук, профессором Петром
Ивановичем Третьяковым, благодаря которому и стала возможной сегодняшняя
конференция.
В
настоящее время система образования области насчитывает свыше 1,5 тыс.
учреждений всех типов и видов, в которых обучается и воспитывается более 200
тыс. человек. Последовательное решение задач модернизации образования позволило
достичь результатов в отрасли выше, чем в целом по Российской Федерации. Охват
детей дошкольным образованием составляет 74,2 %.В системе общего образованияпо программам предпрофильной подготовки
обучаются 97,02% школьников, по программам профильного обучения - 35,3% учащихся
10-11 классов. Количество детей, занимающихся в учреждениях дополнительного
образования, составляет более 78 % учащихся. В профессиональном образовании активно
идет процесс интеграции учреждений, обеспечивающих непрерывность
профессионального образованияи
ориентированных напотребности рынка
труда. За последние два года открыты 7 многоуровневых и многопрофильных
учреждений,4 ресурсных центра.
Осуществлен
переход на нормативное финансирование всех учреждений общего образования, что
сопровождается значительным увеличением финансирования отрасли. Если в 2005
году объем субвенции составлял 1 миллиард 710 миллионов рублей при
финансировании по фактическим расходам, то в 2008 году субвенция местным
бюджетам предоставлена в размере 2,9 млрд. рублей.
За
последние 3 года произошли кардинальные изменения в обеспечении образовательных
учреждений программно-аппаратными средствами. Для информатизацииобразования Кировскойобласти за 3 года из областного бюджета
выделено 22,2 млн. рублей. Все общеобразовательные школы подключены к сети
Интернет. В рамках приоритетного национального проекта все учреждения общего
образования обеспечены стандартным (базовым) пакетом лицензионного программного
обеспечения. Школы, внедряющие инновационные образовательные программы,
получили пакеты коммерческих программных продуктов. В рамках проекта
«Гимназический союз России» 13 гимназий и лицеев области имеют оборудование для
проведения видеоконференций в дистанционном режиме. ПланируетсяподключениексетиИнтернет учрежденийначальногоисреднегопрофессиональногообразования.
Настойчиво
проводится работа по созданию безопасных и комфортных условий обучения в
образовательных учреждениях, соответствующихтребованиям надзорных служб. Если в 2005 году на 1 сентября было принято
17% школ, на 10 октября 2008 года- 98,8%
школ приняты надзорными службами. Только на устранениепредписаний органов госпожнадзора из бюджетов
всех уровней в образовательные учреждения за последние 2 года направлено более
220 млн. рублей.
Улучшается
материальное обеспечение образовательного процесса. За 3 последних года в школы
области поставлено 450 комплектов учебного оборудования.
Успешно
реализуетсяпрограмма «Школьный
автобус».К концу 2008 года планируется
осуществлять перевозку около 4 тысяч учащихся на 152 транспортных средствах.
В рамках приоритетного национального проекта «Образование»
Правительство области оказывает государственную поддержку общеобразовательным
учреждениям (10 школ по 100 тыс. руб); педагогическим работникам, в том числе
воспитателям дошкольных образовательных учреждений, мастерам производственного
обучения, преподавателям специальных дисциплин учреждений начального и среднего
профессионального образования (110 педагогических работников по 20 тыс. руб);
талантливой молодежи (16 человек по 5 тыс. руб.).
Улучшению ресурсного обеспечения учреждений
образования способствует реализацияпрограмм социально-экономического развития муниципальных образований, в
рамках которых предусмотрены мероприятия, направленные на развитие
муниципальных систем образования. Принята областная целевая программа «Дети
Кировской области» на 2009-2011 годы.
В целях государственной поддержки образовательных учреждений,
достижения наилучших результатов от вложения и использования бюджетных средств,
Правительством области в 2008 году впервые был организованконкурс среди образовательных учреждений по
реализации социально значимых проектов (программ). В сфере образования конкурс
проводился по 4 номинациям: «Модель организации предшкольного обучения детей
5-6-летнего возраста», «Профильная школа», «Подсобное хозяйство
образовательного учреждения»,
«Социальное партнерство как гарант успеха». 10 учреждений образования -
победители конкурса получат в 2009 году государственную поддержку за
счет средств областного бюджета в общей сумме 5,4 млн. рублей.
В течение 3 последних лет Правительство области
планомерно поддерживает направления работы, связанные с профилактикой
социального сиротства, развитию форм семейного воспитания детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, решается проблема обеспечения детей-сирот
жилыми помещениями.
С
2007годанаметилась тенденция увеличения количества
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в
семьях граждан.В 2007 году переданы на
воспитание в семьи граждан71,2%
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от общего числа детей
данной категории, что в сравнении с 2006 годомсоставляет увеличение количества приемных детей на 34 %. В настоящее времяво всех45 муниципальных образованиях создано 499приёмныхсемей,в которых 722
приёмныхребёнканашли новых родителей.
Важная рольв социально-экономическом развитии региона принадлежит системе
профессионального образования. Решаются вопросы подготовки квалифицированных
кадров для экономики области в соответствии с потребностями регионального рынка
труда. В учреждениях начального и среднего профессионального образования
различных организационно-правовых форм обучается более47,9тыс. человек по 106 профессиям и
специальностям. С целью достижения
сбалансированности потребностей рынка труда врабочих кадрахи возможностей
системыпрофессионального образования,проводитсякорректировка объемов и профилей подготовкив учреждениях профессионального образования. Приоритетный прием обучающихся осуществляется по профессиям отраслейстроительства, транспорта, сельского
хозяйства и лесопромышленного комплекса.
Развитию
профессионального образования в области способствуют следующие меры: создание
крупных многопрофильных образовательных учреждений, обеспечивающих интеграцию
начального и среднегопрофессионального
образования иконцентрацию ресурсов;
создание ресурсных центров профессионального образования по приоритетным видам
экономической деятельности: металлообработка, строительство, сельское
хозяйство, лесная и деревообрабатывающая промышленность.
Таким
образом, в образовательных учреждениях области отчетливо просматривается
процесс создания современных условий обучения и воспитания, что совместно с
системой управления образовательной деятельностью оказывает благоприятное
влияние на качество образования.
Результаты
образования по многим показателям в области выше, чем в Российской Федерации:
по итогам проведения единого государственного экзамена на протяжении 5 лет
областьвходит в десятку лучших регионов
Российской Федерации, а по количеству победителей и призеров всероссийских
олимпиад занимает 8-е место. По данным Высшей школы экономики в рейтинге
субъектов Российской Федерации Кировская область в 2005 году занимала по
доступности образования 19-е место, качеству образования 8-е место. Высока степень
удовлетворенности населения области качеством образования - свыше 60%
респондентов качество образования оценивают позитивно.
По
данным Системы добровольной сертификации информационных технологий (г. Москва)
по состоянию на 1 сентября 2008 года в рейтингах качества образования в
дошкольных образовательных учреждениях Кировская область занимает 12 место; в
детских учреждениях дополнительного и специального образования – 10 место; в
рейтингах эстетического воспитания: в учреждениях социальной направленности –
12 место; в образовательных учреждениях основного общего образования – 29
место.
Направления развития образования области сформулированы в
Стратегии социально-экономического развития Кировской области до 2020 года,
одобренной Правительством области и принятой Законодательным собранием
Кировской области в сентябре 2008 года.
Главной целью развития системы образования области является
построение современной модели образования, позволяющей каждому человеку
получить качественное и доступноеобразование на любом уровне вне зависимости от места проживания, которое
обеспечит дальнейшее профессиональное совершенствование и конкурентоспособность
на рынке труда.
В
ходе реализации стратегии:
-
часть учреждений образования будет переведена в статус автономных с сохранением
доли государственного финансирования;
-
все виды образовательных учреждений будут финансироваться на основе подушевого норматива;
-
вступит в действие новая система оплаты
труда педагогических работников, стимулирующая качество и результативность
работы.
- произойдет созданиесети крупных общеобразовательных учреждений, отвечающих
современным требованиям организации образовательного процесса иобеспечивающих эффективное использование
выделяемых ресурсов.
- получит дальнейшее развитие управление
образованием на основе созданных образовательных округов;
- общественность будет реально участвовать в
управлении и контроле качества образования, как на уровне учреждений, так и на
муниципальном и региональном уровне (наблюдательные, попечительские и
управляющие советы);
- возрастет роль профессионального самоуправления;
сообщество педагогических работников будет одним из главных участников принятия
решений и контроля качества в системе образования: как на уровне педагогических
коллективов, так и в видепредметных
профессиональных ассоциаций:
- учебные заведения
будут регулярно обеспечивать потребителей и общественность информацией о своей
деятельности, включая размещение такой информации на собственных сайтах.
Содержание и методы обучения будут модернизированы
на основе эффективного использования возможностей современных
информационно-коммуникационных технологий. Это приведет к необходимости смены
образовательных технологий и роли учителя, резкому расширению его профессиональной
дееспособности.
В
системе образования произойдут кадровые изменения. Будет внедряться комплекс
мер, направленных напривлечение к
работе в отрасли молодых специалистов, обладающих новым уровнем
профессиональных знаний и умений. Введение новой системы оплаты труда,
ориентированной на результат, формирование областного заказа на подготовку
специалистов по педагогическим специальностями другие меры позволят предупредитьдефицит кадров в отрасли.
Уважаемые
коллеги!
Мы
рады, что в конференции участвуют как ученые, так и практики, и надеемся на
плодотворную работу. Школа как никогда нуждается в осмыслении имеющейся
практики. Важно, ориентируясь на новое содержание образования, не потерять
того, что оправдывает себя, и будет еще долго служить образованию. Поэтому
позвольте пожелать всем успехов и плодотворной работы.