Четверг, 25.04.2024, 17:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Материалы участников конференции | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Календарь новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Ресурсы развития современного урока

Выступление А.М.Чурина на международной конференции «Ресурсы развития современного урока»

14.10.08

Уважаемые коллеги!

От имени департамента образования рад приветствовать участников и гостей конференции. Участие в конференции представителей из 28 регионов России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Германии говорит об актуальности её темы для педагогического сообщества. Школьный урок, учебное занятие являются на сегодня основными формами передачи знаний и формирования личности обучающихся. В период активной разработки нового содержания образования, необходим глубокий анализ того, что в ныне существующей педагогической системе перспективно и может быть востребовано в школе будущего, а от чего следует отказаться в пользу новых современных средств и технологий обучения.

В системе образования области накоплен немалый опыт организации учебной деятельности. Существенный вклад в решение вопросов связанных с современным уроком  вносят ученые, специалисты в вопросах дидактики развивающего обучения Елена Олеговна Галицких, Татьяна Викторовна Машарова, Елена Анатольевна Ходырева, Юрий Аркадьевич Сауров,  Галина Анатольевна Русских. В течение 10 лет область сотрудничает по данной проблеме с доктором педагогических наук, профессором Петром Ивановичем Третьяковым, благодаря которому и стала возможной сегодняшняя конференция.

В настоящее время система образования области насчитывает свыше 1,5 тыс. учреждений всех типов и видов, в которых обучается и воспитывается более 200 тыс. человек. Последовательное решение задач модернизации образования позволило достичь результатов в отрасли выше, чем в целом по Российской Федерации. Охват детей дошкольным образованием составляет 74,2 %.  В системе общего образования  по программам предпрофильной подготовки обучаются 97,02% школьников, по программам профильного обучения - 35,3% учащихся 10-11 классов. Количество детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования, составляет более 78 % учащихся. В профессиональном образовании активно идет процесс интеграции учреждений, обеспечивающих непрерывность профессионального образования  и ориентированных на  потребности рынка труда. За последние два года открыты 7 многоуровневых и многопрофильных учреждений,  4 ресурсных центра.

Осуществлен переход на нормативное финансирование всех учреждений общего образования, что сопровождается значительным увеличением финансирования отрасли. Если в 2005 году объем субвенции составлял 1 миллиард 710 миллионов рублей при финансировании по фактическим расходам, то в 2008 году субвенция местным бюджетам предоставлена в размере 2,9 млрд. рублей.

За последние 3 года произошли кардинальные изменения в обеспечении образовательных учреждений программно-аппаратными средствами. Для информатизации  образования Кировской  области за 3 года из областного бюджета выделено 22,2 млн. рублей. Все общеобразовательные школы подключены к сети Интернет. В рамках приоритетного национального проекта все учреждения общего образования обеспечены стандартным (базовым) пакетом лицензионного программного обеспечения. Школы, внедряющие инновационные образовательные программы, получили пакеты коммерческих программных продуктов. В рамках проекта «Гимназический союз России» 13 гимназий и лицеев области имеют оборудование для проведения видеоконференций в дистанционном режиме. Планируется   подключение  к  сети  Интернет учреждений  начального  и  среднего  профессионального  образования.

         Настойчиво проводится работа по созданию безопасных и комфортных условий обучения в образовательных учреждениях, соответствующих  требованиям надзорных служб. Если в 2005 году на 1 сентября было принято 17% школ, на 10 октября 2008 года  - 98,8% школ приняты надзорными службами. Только на устранение  предписаний органов госпожнадзора из бюджетов всех уровней в образовательные учреждения за последние 2 года направлено более 220 млн. рублей.

Улучшается материальное обеспечение образовательного процесса. За 3 последних года в школы области поставлено 450 комплектов учебного оборудования. 

Успешно реализуется  программа «Школьный автобус». К концу 2008 года планируется осуществлять перевозку около 4 тысяч учащихся на 152 транспортных средствах. 

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» Правительство области оказывает государственную поддержку общеобразовательным учреждениям (10 школ по 100 тыс. руб); педагогическим работникам, в том числе воспитателям дошкольных образовательных учреждений, мастерам производственного обучения, преподавателям специальных дисциплин учреждений начального и среднего профессионального образования (110 педагогических работников по 20 тыс. руб); талантливой молодежи (16 человек по 5 тыс. руб.).

Улучшению ресурсного обеспечения учреждений образования способствует реализация  программ социально-экономического развития муниципальных образований, в рамках которых предусмотрены мероприятия, направленные на развитие муниципальных систем образования. Принята областная целевая программа «Дети Кировской области» на 2009-2011 годы.

В целях государственной поддержки образовательных учреждений, достижения наилучших результатов от вложения и использования бюджетных средств, Правительством области в 2008 году впервые был организован  конкурс среди образовательных учреждений по реализации социально значимых проектов (программ). В сфере образования конкурс проводился по 4 номинациям: «Модель организации предшкольного обучения детей 5-6-летнего возраста», «Профильная школа», «Подсобное хозяйство образовательного учреждения», «Социальное партнерство как гарант успеха». 10 учреждений образования - победители конкурса получат в 2009 году государственную поддержку за счет средств областного бюджета в общей сумме 5,4 млн. рублей.

В течение 3 последних лет Правительство области планомерно поддерживает направления работы, связанные с профилактикой социального сиротства, развитию форм семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решается проблема обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.

С 2007  года  наметилась тенденция увеличения количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан.  В 2007 году переданы на воспитание в семьи граждан  71,2% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от общего числа детей данной категории, что в сравнении с 2006 годом  составляет увеличение количества приемных детей на 34 %. В настоящее время  во всех   45 муниципальных образованиях создано 499  приёмных  семей,  в которых 722 приёмных  ребёнка  нашли новых родителей.

Важная роль  в социально-экономическом развитии региона принадлежит системе профессионального образования. Решаются вопросы подготовки квалифицированных кадров для экономики области в соответствии с потребностями регионального рынка труда. В учреждениях начального и среднего профессионального образования различных организационно-правовых форм обучается более     47,9  тыс. человек по 106 профессиям и специальностям. С целью достижения сбалансированности потребностей рынка труда в  рабочих кадрах  и возможностей системы  профессионального образования,     проводится   корректировка объемов и профилей подготовки  в учреждениях профессионального образования.  Приоритетный прием обучающихся осуществляется  по профессиям отраслей  строительства, транспорта, сельского хозяйства и лесопромышленного комплекса.

         Развитию профессионального образования в области способствуют следующие меры: создание крупных многопрофильных образовательных учреждений, обеспечивающих интеграцию начального и среднего  профессионального образования и  концентрацию ресурсов; создание ресурсных центров профессионального образования по приоритетным видам экономической деятельности: металлообработка, строительство, сельское хозяйство, лесная и деревообрабатывающая промышленность.

Таким образом, в образовательных учреждениях области отчетливо просматривается процесс создания современных условий обучения и воспитания, что совместно с системой управления образовательной деятельностью оказывает благоприятное влияние на качество образования.

Результаты образования по многим показателям в области выше, чем в Российской Федерации: по итогам проведения единого государственного экзамена на протяжении 5 лет область  входит в десятку лучших регионов Российской Федерации, а по количеству победителей и призеров всероссийских олимпиад занимает 8-е место. По данным Высшей школы экономики в рейтинге субъектов Российской Федерации Кировская область в 2005 году занимала по доступности образования 19-е место, качеству образования 8-е место. Высока степень удовлетворенности населения области качеством образования - свыше 60% респондентов качество образования оценивают позитивно.

По данным Системы добровольной сертификации информационных технологий (г. Москва) по состоянию на 1 сентября 2008 года в рейтингах качества образования в дошкольных образовательных учреждениях Кировская область занимает 12 место; в детских учреждениях дополнительного и специального образования – 10 место; в рейтингах эстетического воспитания: в учреждениях социальной направленности – 12 место; в образовательных учреждениях основного общего образования – 29 место.

Направления развития образования области сформулированы в Стратегии социально-экономического развития Кировской области до 2020 года, одобренной Правительством области и принятой Законодательным собранием Кировской области в сентябре 2008 года.

Главной целью развития системы образования области является построение современной модели образования, позволяющей каждому человеку получить качественное и доступное  образование на любом уровне вне зависимости от места проживания, которое обеспечит дальнейшее профессиональное совершенствование и конкурентоспособность на рынке труда.

В ходе реализации стратегии:

- часть учреждений образования будет переведена в статус автономных с сохранением доли государственного финансирования;

- все виды образовательных учреждений будут финансироваться на основе подушевого норматива;

- вступит в действие  новая система оплаты труда педагогических работников, стимулирующая качество и результативность работы.

        - произойдет создание  сети крупных общеобразовательных учреждений, отвечающих современным требованиям организации образовательного процесса и  обеспечивающих эффективное использование выделяемых ресурсов.

- получит дальнейшее развитие управление образованием на основе созданных образовательных округов;

- общественность будет реально участвовать в управлении и контроле качества образования, как на уровне учреждений, так и на муниципальном и региональном уровне (наблюдательные, попечительские и управляющие советы);

- возрастет роль профессионального самоуправления; сообщество педагогических работников будет одним из главных участников принятия решений и контроля качества в системе образования: как на уровне педагогических коллективов, так и в виде  предметных профессиональных ассоциаций:

 - учебные заведения будут регулярно обеспечивать потребителей и общественность информацией о своей деятельности, включая размещение такой информации на собственных сайтах.

Содержание и методы обучения будут модернизированы на основе эффективного использования возможностей современных информационно-коммуникационных технологий. Это приведет к необходимости смены образовательных технологий и роли учителя, резкому расширению его профессиональной дееспособности.

В системе образования произойдут кадровые изменения. Будет внедряться комплекс мер, направленных на  привлечение к работе в отрасли молодых специалистов, обладающих новым уровнем профессиональных знаний и умений. Введение новой системы оплаты труда, ориентированной на результат, формирование областного заказа на подготовку специалистов по педагогическим специальностям  и другие меры позволят предупредить   дефицит кадров в отрасли.

Уважаемые коллеги!

Мы рады, что в конференции участвуют как ученые, так и практики, и надеемся на плодотворную работу. Школа как никогда нуждается в осмыслении имеющейся практики. Важно, ориентируясь на новое содержание образования, не потерять того, что оправдывает себя, и будет еще долго служить образованию. Поэтому позвольте пожелать всем успехов и плодотворной работы.

Copyright MyCorp © 2024